Упоминая о древних православных храмах, мы представляем себе белокаменную красавицу-церковь Покрова на Нерли. Каменная архитектура храмов пришла в деревянные русские поселения из Византии вместе с христианскими традициями. Адаптированная к местным условиям, дополненная романскими, «фряжскими» элементами, здесь она получила свое неповторимое своеобразие.
В настоящее время строить храм полностью из белого камня неоправданно дорого. Его применение при строительстве можно условно разделить на конструктивное, отделочное и декоративное. Конструктивное использование белокаменных элементов в пятах сводов и арок оправдано как экономически, так и эстетически. Отделочное применение мрамора и гранита не традиционно для Православия. Прохладный мрамор, естественный для Византии, на Руси был заменен пористым известняком, удерживающим тепло, особенно в полах.
Декоративное использование белого камня достигло на Руси удивительных высот. Достаточно вспомнить тот же храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском. Несмотря на распространение современных технологий отливок из бетона и полимеров, применяемых для светской архитектуры, техника резьбы по белому камню не утрачена и сегодня, но в церкви ценится и имеет сакральный смысл именно то, что сделано руками и с душой. Особенно это относится к таким элементам убранства как иконостасы, кресты, иконы и пр.
Если говорить об опыте работы с белым камнем «
Товарищества реставраторов», то здесь мы ориентируемся на древние образцы и лучшие примеры церковной архитектуры рубежа XIX и XX веков. Традиционные формы требуют и традиционных конструктивных, отделочных и художественных приемов.
Белокаменная резьба в декоративном оформлении фасадов и интерьеров храмов обогащает пластику стен и формирует соответствующий стиль. Остановимся подробнее на решении белокаменных иконостасов.
Истории русской архитектуры известно множество видов церковного иконостаса: барочные, ампирные, эклектичные, с золоченой резьбой, с живописными иконами, фарфоровые, чугунные, хрустальные, а также традиционный пяти, семи ярусный тябловый иконостас, где иконы располагались сплошными рядами на мощных балках. Но следует помнить, что иконостасы пришли на Русь вместе с храмами из Византии. Пришли в традиционном для Византии виде алтарных преград. Это низкая стена с колоннами, поддерживающими балку, на которой в один ряд стоят иконы Деисусного чина, между колоннами расположены иконы Местного ряда.
В конце XIX века, когда в России просыпается интерес к родной истории, искусству, архитектуре, такие мастера церковного зодчества как Шехтель, Соловьев, Бондаренко, пришли к идее возрождения древней формы иконостаса в виде каменной алтарной преграды. Занимаясь разработкой этой темы и не имея достоверной информации, мы дерзнули продолжить начатое предшественниками и при строительстве шатрового
храма Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» выполнили иконостас из белого камня в манере книжной миниатюры X-XIII веков с нордическими мотивами, плетенками и вязью, элементами «звериного стиля». Для
храма Архангела Михаила в Пущино иконостас был сделан во владимирском стиле с барельефами львов и архангелов. Иная задача стояла при проектировании интерьера церкви св. Апостола Андрея Первозванного на о. Валаам. Храм являет собой подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Из этого родилось решение сориентироваться на византийский стиль. Работа с многочисленными аналогами позволила добиться разнообразия декоративных, орнаментальных, изобразительных и тематических элементов, объединенных общим стилем.
Помимо вышеупомянутого, белый камень также используется для престолов, жертвенников, канонов, распятий, кресел и крестов - палитра применения белого камня в церковном зодчестве поистине многообразна. Отдельной темой являются декор фасадов и поклонные кресты, которые остаются столь же распространены сейчас как и в древности.
Андрей АНИСИМОВ,
главный архитектор
«ТОВАРИЩЕСТВА РЕСТАВРАТОРОВ»