Шатровые храмы – очень яркое явление в русской церковной архитектуре. Они были распространены на Русском Севере, строили их и в больших городах. Пожалуй, самый известный пример шатрового храма – церковь Вознесения Христова в Коломенском. Храм-памятник, устремленный в небо и в то же время символизирующий нисходящий с неба Свет. Его купол виден издалека, и от этой красоты замирает сердце… Однако в современном церковном зодчестве шатровые храмы встречаются редко. Почему? Ответ прост: такое архитектурное решение нерационально. Стоимость одного квадратного метра полезной площади очень высока, и современная практичность зачастую не находит этому оправдания. Именно поэтому современные архитекторы далеко не каждому заказчику могут предложить проект шатрового храма, что вполне понятно – у всех разные финансовые возможности. Однако там, где такой проект все же удается воплотить в жизнь, возникает настоящее архитектурное чудо. Ведь шатровый купол – это не только красота, но и невероятно глубокая символика.
Храм воспринимается верующими как вместилище Святого Духа, куда приходят для того, чтобы приобщиться к Высшему Творцу. Поэтому вся архитектурная и функциональная сущность храма строится на веками выработанной знаково-символической системе, отражающей библейское представление о мироздании. Именно в силу этой причины храмовую архитектуру отличает преобладание образно-выразительного начала над утилитарной составляющей.
Наши предки возводили храмы не по принципу рациональности, а по велению сердца. Именно поэтому шатровая архитектура нашла свое распространение не только в богатых городах, но и в скромных районах Русского Севера, где высокие, устремленные в небо церкви буквально парят над деревнями, разбросанными по берегам рек и озер. Это и церковь в Кондопоге, и в крошечой деревне Едоме и во многих других местах. Даже Покровская церковь Кижского погоста рубилась как шатровая, но получила девятиглавое завершение. Объяснить такие архитектурные решения с точки зрения утилитарности невозможно. В деревянном шатровом храме используется и отапливается в лучшем случае лишь пятая часть внутреннего пространства, а остальной объем работает исключительно на образ! Храм, как принято говорить, - это фрагмент неба на земле. Это и свидетельство о красоте Божьего замысла о мире, и лестница в небо, и порыв человеческого сердца навстречу Богу. В шатровой архитектуре символически фиксируется высшая точка такого стремления.
Шатровые храмы были распространены на Руси до реформ патриарха Никона, затем были запрещены. Вернуться к этой мощной, яркой выразительной форме зодчие смогли только в начале ХХ века. После 1917 года шатер исчез вместе с церковной архитектурой. Правда, его стали применять в гражданских постройках – например, сталинские высотки есть не что иное как отголосок этой традиции. Однако в сталинском ампире целеполагание было совершенно иным – древняя форма использовалась для удовлетворения тоталитарных амбиций диктатора. Сегодня башенки и шатерчики также стали появляться повсюду – от дачных «скворечников» и новорусских коттеджей до гигантских градообразующих комплексов.
Для нас,
творческого коллектива «Товарищества реставраторов», обращение к шатровой архитектуре не было простым поиском форм. Долгое время «рука не поднималась» инициировать подобные проекты. В свое время студенческие походы и творческие экспедиции по Русскому Северу и древнерусским городам позволили если не понять, то почувствовать, что наши предки вкладывали в шатры своих храмов нечто большее, чем красивую форму. И возникал вопрос, может ли взяться за такую задачу современный архитектор? Толчком к первому такому проекту послужил заказ для города Челябинска. Площадкой для строительства там был чудом сохранившийся лесок в промзоне Металлургического района, стала очевидна особая значимость этого единственного храма для промышленного района города. К тому же, молодой, искренне верующий попечитель всей душой разделял стремление возвести здесь особенный храм, и будущий настоятель выступил именно за шатровую архитектуру. Так был реализован наш
первый проект шатрового храма.
Еще до окончания его строительства мы уже получили несколько
заказов на шатровые храмы. Очевидно, не только у нас, архитекторов, созрела потребность в столь сильной форме. Одним из самых интересных и значимых проектов последнего времени стал
комплекс Владимирского скита на острове Валаам. Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий, архитектор по первому, светскому, образованию, увидев храм в Челябинске, благословил разработать
проект целого храмового комплекса с тремя храмами, звонницей, часовней, крестильней, келейным корпусом с трапезной – и все «под одной крышей», чтобы в северную непогоду можно было бы пройти из одного конца в другой, не выходя под снег и дождь. Доминантой здесь служит шатер летнего храма Святого благоверного князя Владимира, вокруг которого сгруппированы другие храмы и постройки. Все вместе образуют сложную пирамидальную композицию, символизирующую небесный Иерусалим. Надо сказать, что шатры на Валааме – явление очень характерное,
здешние храмы в большинстве своем таковы. Вероятно, сама природа продиктовала древним создателям монастыря на Ладоге такие формы. Нам оставалось лишь последовать традиции.
Однако шатер хорош и для совсем небольших построек – например, часовен. Спроектированные и построенные нами
часовни в селе Грибаново, в
Михайловской Слободе и в
Наро-Фоминске показывают, что даже столь малое сооружение может стать архитектурной и смысловой доминантой, привлечь внимание, организовать пространство.
«Товарищество реставраторов» продолжает заниматься
разработкой проектов шатровых храмов. Были спроектированы храм для поселка Горки-10 под Москвой, для города Кимры на берегу Волги – затейливо-сказочный, со множеством золотых глав, закомарами и многообъемной звонницей с парадным крыльцом, обращенным к реке.
Шатровая архитектура, безусловно, займет свое достойное место в XXI веке. Она будет востребована там, где пожелания и силы заказчика, мастерство архитекторов и строителей соединятся в том едином порыве к небу, который на протяжении веков находит себе воплощение в шатровом храме.
Андрей Анисимов,
главный архитектор
«Товарищества реставраторов»