Храм Иконы Божией Матери «Воспитание» выполнен в необычном для современного мегаполиса Византийском стиле.
Идея построить такой храм в Москве появилась у настоятеля храма о. Алексия совместно с Андреем Анисимовым: захотелось совершить своеобразный исторический экскурс в прошлое христианской культуры и показать молодежи, что именно увидели гонцы князя Владимира, поехавшие по миру посмотреть «кто как Богу служит». Древняя столица Византии потрясла их великолепием Софии Константинопольской, а стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы - тронули до глубины души.
«Повесть временных лет» сохранила свидетельство русских послов, испытавших эстетический восторг от греческого богослужения: « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».
Создавая
византийский образ современного храма в Некрасовке, автору проекта хотелось напомнить молодежи и впервые вошедшим в храм, что именно с византийской архитектурой Православие пришло на Русь и получило свое дальнейшее развитие. Однако вписать храм в современную среду и достичь доминирующего положения только архитектурными средствами оказалось непросто. Необходимо было особое пространственное решение, нужен был контраст. Островок, в котором появляется ощущение, что это нечто древнее, настоящее, в отличие от окружающей застройки современной столицы, в которой иногда и жить-то не хочется. Найденные архитектурные приемы позволили решить эту задачу не подчинив, а противопоставив новый храм стоящему рядом 22- этажному жилому дому, а фасады из природного камня и свинцовая кровля только усилили древний образ и сделали его неповторимым. Но храм - это, ведь, не только архитектура, это синтез искусств.
Возвращаясь к истокам, отметим, что выбор в пользу православия на Руси был сделан великим князем Владимиром не в последнюю очередь и благодаря высокой эстетике храмового убранства Святой Софии. Соотношение различных видов и жанров церковного искусства в храме - вопрос не праздный, именно от его решения зависит образ пространства, в котором совершается Литургия и которое в древности называли «небом на земле».
Архитекторы «Товарищества реставраторов» постарались справиться и с этой задачей.
Как церковно-славянский язык, неоскверненный, чистый, напевный используется в богослужении, так и для храмового зодчества требуется традиционный язык символики и сакрального смысла. «Сегодня язык символических форм для многих людей почти утерян, но все это продолжает восприниматься на каком-то подсознательном уровне. Поэтому, воздействуя на человека художественными средствами, нам захотелось показать в московском храме и византийские росписи, и мозаику, и металл, и камень», - говорит Андрей Анисимов.
На Руси византийский храм трансформировался и принял форму крестово-купольной одноглавой или пятиглавой церкви. Храм Иконы Божией Матери «Воспитание» в плане представляет собой квадрат с большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера по углам, с четырьмя приделами и хорами. Его габаритные размеры составляют 20,5 х 20,5 метров, высота до подкрестного шара - 19,3 метра. Внутренний диаметр центрального барабана - 12 метров. В процессе проектирования обнаружился любопытный факт. Принятый диаметр купола составляет одну миллионную долю диаметра Земли. Таким образом, центральный молитвенный зал храма как бы являет собой модель мироздания в масштабе 1:1000000. Кроме того, круг в квадрате - две идеальные геометрические фигуры, символизирующие Мир и Гармонию.
Конечно, главная задача храмостроителя - организовать пространство удобно, а поскольку это пространство сакральное, надо знать как идет служба, откуда произносится возглас, какой должна быть акустика и что происходит в алтаре.
Каждый элемент внешнего и
внутреннего убранства храма должен быть продуман до мелочей.
Рассматривая планировочную структуру здания, можно отметить, что крестильный храм поместили в цоколь (или подклет) и оборудовали отдельными купелями для взрослых и младенцев - так часто поступали и в византийских храмах. Там же разместили комнаты для переодевания, санузлы с душевыми, ризницу и иконную лавку. На первом этаже запроектировали верхний храм, библиотеку и ризницу, а на антресолях предусмотрели место для церковного хора.
Искусственный поиск нового - дело пагубное. Ведь, иконописец не подписывает свою работу - не он ее автор. Так и архитектор, создавая новое здание, должен каждый раз изучать древние образцы и, уже пропустив их через себя, создавать свой проект. Так думает церковный архитектор
Андрей Анисимов.