Сегодня нередко говорят о необходимости строить недорогие быстровозводимые храмы. И чаще всего речь идет о модульном строительстве – когда храм собирается из отдельных блоков, как «конструктор». Понятно, что таких моделей можно собрать много, делается это быстро, и все они будут одинаковыми. Однако есть и другой путь. Например, балканские базилики или храмы в стиле псковско-новгородской архитектуры — тоже в определенном смысле «типовые»: очень простые, быстро возведенные, похожие друг на друга. И при этом – сказочно красивые! Каждый из них по-своему неповторим.
«
Товарищество реставраторов» занимается
разработкой проектов именно таких церквей – аскетичных, лаконичных, но при этом ориентированных на древние аналоги. В результате получаются как раз малобюджетные храмы. И строить их достаточно просто.
В 2000 году в деревне Надовражино Истринского района Московской области был реализован проект
храма Рождества Пресвятой Богородицы (арх.
А. Анисимов,
Т. Ефимова). Храм проектировался и строился исходя из реальных, весьма скромных, возможностей попечителей и заказчика. Деревня Надовражино типична для ближнего Подмосковья: на фоне доживающих свой век хибар коренных жителей выделяются двух- и трехэтажные дома и дачи из всем известного красного облицовочного кирпича, не отличающиеся архитектурным вкусом, но соревнующиеся друг с другом в размерах.
Попечители обратились к коллективу «Товарищества реставраторов» с заказом спроектировать и построить новый храм на месте церкви XVIII века, взорванной в 30-е годы. Говорить о воссоздании утраченного храма не приходилось: только на один проект реконструкции памятника архитектуры целиком ушел бы бюджет, выделенный на все строительство. Так что проект создавался заново. Причем в нем должны были быть соблюдены не только канонические требования, но и решена градостроительная задача – сделать храм самым значимым объектом в этом поселке, не превысив утвержденных сметой расходов. Большая высота, дорогие отделочные материалы, декор и тем более золото – все это было исключено по финансовым соображениям. Так что добиться выразительности и доминирующего положения можно было только архитектурными средствами.
Иными словами, необходимо было найти приемы и формы, традиционные для церковной архитектуры, но не разорительные для благотворителей. В поисках решения авторы обратились к опыту зодчих минувших эпох и нашли все необходимое в работах мастеров древнего Пскова и архитекторов рубежа XIX–XX веков. Храмы древнего Пскова почти лишены декора – там нет множества золотых глав, нет обилия белокаменной резьбы, нет тех великолепных колоколен, которыми прославятся мастера других эпох. Они похожи на крепости: могучие, с контрфорсами и узкими окнами, напоминающими бойницы (в их барабанах действительно устанавливались помосты для лучников, оборонявших город от врагов). Эти храмы скорее можно назвать приземистыми и скромными, но при этом они прекрасно различимы на фоне современной масштабной застройки, в которой они остаются смысловыми доминантами. Именно такой вариант оказался идеальным для Надовражино.
К псковской традиции обращались и архитекторы русского модерна, и их опыт также очень важен.
Мастеров «Товарищества реставраторов» вдохновил маленький храм в подмосковной усадьбе Абрамцево, над эскизом которого работал Васнецов. Этот храм стоит в стороне от жилых домов и усадебных строений, его формы очень просты, декор сдержан, но сколько в этой сдержанности красоты, тепла и радости! А ведь это и есть главное в православном храме.
Было бы, конечно, очень самонадеянно считать, что современным архитекторам под силу создать нечто равное по красоте этому храму и тем более псковским церквям. Но ориентироваться на такие образцы можно и нужно. В Надовражино определенно удалось вписать новый, небольшой, скромный по бюджету храм в существующий строительный ландшафт таким образом, что он стал архитектурной доминантой места. Он обращает на себя внимание не потому, что спорит с окружающими его краснокирпичными домами, - совсем нет! Он, напротив, не отличается ни показной дороговизной, ни массивностью. Он вообще не пытается с чем-то «спорить». Этот храм радует своим деликатным размещением в природной и архитектурной среде, своими человеческими пропорциями и даже скромными выразительными средствами.
Ощущение тепла этой церкви усиливается благодаря росписям на фронтоне главного входа и в интерьере (художник А. Орехов) и благодаря иконостасу, нарочито «деревенскому» (архитекторы А. Анисимов, З. Батракова, художник В. Гирба). Грубая известковая обмазка стен, через которую проглядывает кирпичная кладка, топором отесанный брус, резной деревянный крест, вмурованный в стену, хранят тепло рук и душ строителей.
Контраст с окружающей застройкой пошел лишь на пользу храму. Это отметили и его попечители, и архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря, к которому приписан храм в Надовражино. Художественное решение оказалось абсолютно верным.
Архитекторы «Товарищества реставраторов» продолжают обращаться за вдохновением к образцам древнерусской архитектуры и к неорусскому стилю конца XIX – начала ХХ веков. Подобным образом были выстроены храм св. Александра Невского в поселке Софрино (архитекторы А. Анисимов,
З. Батракова) и
храм прп. Паисия Великого в Михайловской Слободе Раменского района Подмосковья (архитекторы А. Анисимов, Т. Ефимова), где по благословению митрополита Ювеналия за прообраз был взят снесенный храм Спаса на Бору в Кремле. Примеры таких проектов показывают, что сила художественного образа, явленного в храме, далеко не всегда зависит от размера суммы, потраченной на строительство. Бюджетные храмы также могут быть красивыми и неповторимыми и не менее ярко, чем большие соборы, свидетельствовать о том, что является сердцевиной жизни для христиан.
Андрей Анисимов,
главный архитектор
«ТОВАРИЩЕСТВА РЕСТАВРАТОРОВ»