СОЕДИНЕНИЕ ЭПОХ В АРХИТЕКТУРЕ ХРАМА. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС В ЩЕРБИНКАХ
Храмовый комплекс во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского построен в Приокском районе Нижнего Новгорода. Над его реализацией работали
мастера Гильдии храмоздателей во главе с Заслуженным архитектором России
Андреем Анисимовым.
Подобных проектов на Нижегородской земле еще не было: в одном пространстве по задумке архитекторов соединились традиции храмового зодчества различных эпох и стран. Византия, Каппадокия, Святая Земля, Россия рубежа XIX-ХХ веков, романская архитектура. Неожиданные, смелые сочетания художественных решений дали впечатляющий результат. Этот
храмовый комплекс даже самые строгие критики назвали «легким, гармоничным, прекрасным».
Целью главного архитектора проекта Андрея Анисимова было «показать на Нижегородской земле традиции Православия разных времен и народов, фактически создать энциклопедию Православной культуры для тех, кто хотел бы своими глазами увидеть сохранившиеся храмы Византии, Каппадокии и других мест, но не имеет такой возможности».
Работа началась в тот момент, когда архитекторов Гильдии пригласили в Нижний Новгород для завершения строительства храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Тогда же было решено, что одного этого храма недостаточно для большого городского района. Авторам проекта предстояло в рамках небольшой площади максимально расширить пространство уже начатого храма. В итоге к нему были спроектированы купол и фасад в эклектике конца XIX века – времени земной жизни святого праведного старца Иоанна. В качестве образца для проекта взяли Морской собор в Кронштадте. А рядом построили соборный храм в неорусском стиле с элементами псковско-новгородской архитектуры. Его освятили во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Благодаря продуманной форме – сочетанию четверика и романской базилики – он получился очень вместительным. С храмом Иоанна Кронштадтского его соединяет теплый крытый переход.
Оба стиля были выбраны авторами неслучайно. Их часто использовали в храмовой архитектуре конца XIX – начала ХХ веков, вплоть до событий 1917 года, когда храмовое зодчество перестало развиваться. Чтобы сегодня возродить это искусство, архитекторы обращаются к опыту своих предшественников минувшего века. И аккуратно привносят в проекты свои новаторские решения, тонко сочетая их с традиционными канонами. Каждый архитектурный и художественный элемент храмового комплекса в Щербинках имеет свой глубокий смысл.
Главы и кресты
Храмовый комплекс венчают различные по форме главы и кресты, традиционные для русского храмового зодчества разных эпох.
Храм великомученика Пантелеимона и его колокольня имеют шлемовидные главы, характерные для Владимиро-Суздальского княжества XII века. Такая форма символически указывает на храм как воина Христова, защищающего людей и землю от вражеских сил.
Глава храма Иоанна Кронштадтского выполнена в неовизантийском стиле. Формой она напоминает купол Храма Христа Спасителя в Москве, а мотив золотой отделки взят от купола Морского собора в Кронштадте. В основе золотого кружева лежит изображение креста. Это не только украшение, но и напоминание о Жертве Христовой, принесенной за каждого человека.
Над главой Пантелеимонова храма возвышается четырехконечный крест, форма и рисунок которого восходят ко кресту Димитриевского собора во Владимире. Архитекторы проекта Андрей Анисимов и Екатерина Носкова добавили к древнему образцу подвески, символизирующие капли Крови Христовой. В основании креста лежит цата, часто ошибочно называемая полумесяцем. Этот символ пришел на Русь из Византии раннехристианского времени и имеет множество прочтений. Это и купель, в которой Церковь крестилась во Христа, и ясли Вифлеемские, принявшие Богомладенца Иисуса, и Евхаристическая чаша с Телом и Кровью Спасителя, и якорь – древний символ Господа, спасающего человека в буре житейских страстей.
Над храмом святого Иоанна Кронштадтского возвышается крест, форма и рисунок которого повторяют очертания креста храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Расходящиеся из центра лучи символизируют Христа как Солнце правды.
Крест над колокольней имеет семиконечную форму. Это так называемый тау-крест (от греческой буквы Т – «тау»), его можно увидеть на куполе церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и в других храмах. Семиконечный крест символизирует семь Таинств Православной Церкви. Копие и трость с губкой по левую и правую стороны от креста, а также образ Тернового Венца в центре напоминают об орудиях Страстей Господних, описанных в Евангелии.
Интерьеры храмов
В основе храма великомученика и целителя Пантелеимона лежит базилика - один из древнейших видов христианских культовых построек. Внутреннее пространство самого храма отчасти напоминает интерьер собора Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Совпадение случайное, но при этом символичное. Люди, никогда не бывавшие на Святой Земле, теперь имеют возможность почувствовать ее атмосферу в своем родном городе Нижнем Новгороде.
Чтобы показать аскетичность церквей первых веков христианства, в
интерьере сохранили белые стены в сочетании с деревом и камнем. На этом фоне сразу обращают на себя внимание мозаики, росписи, киоты с иконами и тексты тропарей и кондаков, написанные на стенах. Тексты молитв нанесены рукой художника и поэта Алексея Чекаля.
Алтарная преграда в этом храме специально устроена таким образом, чтобы у верующих была возможность видеть происходящее в алтаре и как можно более полно и осознанно соучаствовать в Евхаристии.
Сень (киворий) над престолом в алтаре можно часто увидеть на Балканах. Характерен киворий и для архитектуры неовизантийского стиля (Храм Христа Спасителя в Москве). Он подчеркивает значимость престола, главного места в храме, дает возможность вынести престол из глубины алтаря, приблизив его к молящимся, и создать ощущение легкости и воздушности иконостаса.
Особенность иконописи Пантелеимонова храма заключается в том, что иконы написаны либо на камне, либо на стенах. Эта практика была распространена в Византии и в Каппадокии, где дерево было редкостью, а сами храмы зачастую вырубали прямо в скале.
Мозаики Пантелеимонова храма продолжают традицию Византии.
Валентин Борисенко, руководитель мастерской, исполнившей эту работу, не раз был отмечен искусствоведами как талантливый современный мозаичист. Святейший Патриарх Кирилл, при посещении
Сретенского храма в Свято-Даниловом монастыре, где мозаики мастера украшают
крещальную купель, также высоко оценил созданные им художественные образы.
Роспись Пантелеимонова храма особенна тем, что для фресок выбраны сюжеты из Евангелия, связанные с исцелением больных. Они выполнены единой лентой и не разделены на эпизоды. Так подчеркивается мысль, что Животворящая сила Христа проистекает безгранично на протяжении веков на всех людей без исключения.
На фризе алтаря помещены иконы церковных праздников, над Царскими вратами –изображение Евхаристии.
Особенность храма святого праведного Иоанна Кронштадтского заключена в иконостасе, за основу которого была взята алтарная преграда в Гефсиманском монастыре Иерусалима. Сочетание дерева, камня и росписи – черта эклектики конца XIX века. Иконописную работу здесь выполнял Нижегородский художник Николай Юшков.
Алтарная преграда в храме Иоанна Кронштадтского сравнительно невысока. По периметру храма устроены хоры, с которых хорошо просматривается происходящее в алтаре. Такое архитектурное решение дает возможность собравшимся на Литургию максимально глубоко соучаствовать в богослужении.
В процессе строительства авторам проекта нередко приходилось отвечать на вопрос: зачем в одном храмовом комплексе соединять столько различных стилей и техник? Ответ был очевиден: такое сплетение элементов из разных эпох и стран символически показывает, что Православие – это поистине вселенская вера, которую на протяжении тысячелетий исповедуют в самых разных уголках земли. А главный ответ на все вопросы, конечно, заключается в красоте и органичности нового храма. Абсолютная красота – одна из характеристик Бога. Для художника большая радость состоит в том, чтобы попытаться приблизиться к ней.
Ссылки на храмовый комплекс в Щербинках.
Внешний вид:
https://www.tovrest.ru/works/proektirovanie/khram_sv_velikomuchenika_i_tselitelya_panteleimona_i_khram_sv...
Интерьер:
https://www.tovrest.ru/works/blagoukrashenie/khram_sv_velikomuchenika_i_tselitelya_panteleimona_i_khram_s...