Здание Кругового депо Николаевской железной дороги

г. Москва, Комсомольская площадь, вл. 3/30, стр.1

Круговое депо Николаевской железной дороги — одно из старейших в России локомотивных депо, построенных в 1846 — 1851 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона.

Всего на линии Петербург — Москва было построено девять «круглых зданий для хранения локомотивной машины». Московская станция, в отличие от остальных, располагалась на берегу водоёма — Красного пруда, что вызвало серьёзные изменения в проекте по сравнению с типовым решением. Здание было поднято на высокое основание, механические мастерские строились отдельно, поэтому депо имело форму простого круга. Яркое и выразительное паровозное здание, увенчанное металлическим куполом, было градостроительной доминантой не только станционного ансамбля, но и всей окружающей местности. Рядом с депо, также по индивидуальному проекту, было построено водоёмное здание, архитектура которого ассоциировалась с крепостной башней. Завершала картину часовая башня на здании вокзала.
Сочетание этих трёх доминант, расположение всей станции на живописном берегу Красного Пруда создали неповторимый архитектурно-ландшафтный комплекс, аналогов которому не было ни на одной другой станции железной дороги Петербург – Москва.

Круговое депо дошло до наших дней с серьёзными перестройками. Изменился уровень земли со стороны Ярославской железной дороги вокзала. Утрачен купол, под сводами «стойл» устроены междуэтажные перекрытия, над сводами надстроен 3-й этаж. По периметру здания были устроены многочисленные пристройки, въезды во двор застроены. Большинство арочных проемов заложено, пробиты дополнительные проемы, срублена значительная часть кирпичного декора. В последние годы здание использовалось в торгово-складских целях. Сейчас здание заброшено и не эксплуатируется.

Круговое депо Николаевской железной дороги имеет статус объекта культурного наследия, входящего в комплекс зданий Таможенного двора на Комсомольской площади, и представляет собой образец уникального промышленного сооружения. Такие здания сохранились в единичных экземплярах и хронологически представляют собой самые ранние из сохранившихся в России образцов железнодорожной архитектуры.

наверх